Цель психолого-педагогического сопровождения:
- создание комплексной системы психолого-педагогических условий,
- способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
-
-
выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
-
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
-
возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Информация для родителей
-
-
О предельно-допустимой норме учебной нагрузки;
-
Об основных образовательных программах;
-
О дополнительных коррекционно-развивающих программах;
-
О содержании психолого-педагогической коррекции;
-
О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут.
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
- беседа с родителями;
- изучение медицинской карты ребенка;
- обследование физического развития;
- обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Далее под руководством педагога-психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога- психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медперсонала) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Специалисты
|
Функции
|
Педагог- психолог
|
-
организует взаимодействие педагогов;
-
разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
-
проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
-
организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
-
повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
-
проводит консультативную работу с родителями.
|
Музыкальный руководитель
|
-
Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
-
Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
-
Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
|
Инструктор по физической культуре
|
|
Медицинский персонал
|
посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
|
Воспитатель
|
Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
-
воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
-
организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога,
учителя-логопеда);
-
применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
-
консультирует родителей о формировании культурно- гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
|
Анализ создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС ДО
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» №273- ФЗ, ФГОС дошкольного образования, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования и ряда других нормативных актов можно отметить, что государственная политика в сфере образования ориентирована на обеспечение права каждому человеку на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
В целях реализации данного права в ДОУ созданы ряд условий, в том числе:
-
для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для детей с ОВЗ методов и способов общения;
-
для социального развития детей с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования.
МБДОУ детский сад №60 включает в себя дошкольные группы как для детей с нормой в развитии, так и для детей с ОВЗ. На данный момент функционирует 4 групп. Детский сад посещают 2 ребенка-инвалида,
Одно из направлений работы детского сада – это комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на обеспечение условий для удовлетворения потребности личности ребёнка, его социализацию в среду здоровых сверстников, интересы и запросы родителей. Задачи детского сада в этой работе: развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных возможностей); проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми; оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
В ДОУ разработана психолого-медико-педагогическая модель сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ, в основе которой лежит непрерывная коррекционно-развивающая работа.
На данный момент в учреждении разработано:
-
одна адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ: для детей с ЗПР;
-
на каждого ребенка с ОВЗ разработан индивидуальный коррекционноразвивающий маршрут в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями;
-
все результаты освоения детьми образовательных программ заносятся в индивидуальную карту развития ребёнка, с целью определения динамики.
Психолого-медико-педагогическая модель сопровождения как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы: соблюдение интересов ребенка; системность сопровождения.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно- педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что потребовало внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня.
Одним из немаловажных условий является необходимость организовать охранительный режим, который щадит и в тоже время укрепляет нервную систему ребенка. В режиме дня предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, сна, приема пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Также в работе используются методы и приёмы, направленные на формирование активной позиции у самого ребёнка. Взаимодействие с ним, а не воздействие на него становится основным принципом его развития. Мы обеспечиваем детям постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру.
Качественное предоставление образовательной услуги и создание оптимальных условий для детей с ОВЗ невозможно представить без участия родителей. Поэтому мы считаем, что одним из основных принципов создания условий для детей с ОВЗ является принцип «Родитель — член команды». Роль родителя незаменима: он лучше других знает своего ребёнка, знаком с его поведением в различных ситуациях, имеет с ним эмоциональную связь, которая облегчает понимание. Именно родитель является лучшим «экспертом» по своему ребёнку. Сопровождая ребёнка в его созревании и сотрудничая со специалистами, родитель часто становится главным координатором в оказании помощи ребёнку. Основой сотрудничества родителей и специалистов становится сосредоточение внимания на общих целях и выполнение задач при взаимной поддержке. Взаимодействие с семьёй в целом, а не только с ребёнком, является важным условием успешной работы команды педагогов и родителей. Во время работы с семьёй важно учитывать индивидуальные особенности каждого участника взаимодействия: ребёнка, родителя, близкого взрослого.
Первичные приёмы, консультации, развивающие занятия осуществляются в комфортной для семьи обстановке, чтобы снизить уровень тревожности и внутреннего напряжения родителей. Активное участие семьи в реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования способствует тому, что родители конструктивно решают вопросы обучения и воспитания ребёнка.
Во время работы с семьёй активную позицию родителей педагоги формируют используя различные приёмы. Это и «инициатива», когда запрос к специалисту должен исходить от родителей, и открытые формы вопросов (использование готового решения обычно вызывает пассивность, а выбор из нескольких вариантов на основе своих знаний и опыта стимулирует активность родителей), структурированность и др.
Широко внедряется использование информационно коммуникационных технологий на семинарах, родительских встречах.
-
Используется интерактивная форма общения через сайт ДОУ.
-
Опросы и анкетирование, с целью изучения общественного мнения о работе ДОУ и отдельных педагогов.
Такая форма работы особенно важна для семей, имеющих детей- инвалидов и детей с ОВЗ, т.к. дает им возможность получить наиболее полную информацию по интересующим их проблемам и научиться навыкам совместных действий.
Тематика индивидуальных консультаций для обратившихся семей была разнообразна:
-
«Индивидуальные особенности развития ребёнка с ОВЗ» 4 обращения.
-
«Особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития» 2 обращения и др. (представлено на слайдах).
После проведенных консультаций родители давали положительную оценку работе Консультационного центра, отмечали его важность в выработке единых требований при воспитании ребенка со стороны всех членов семьи, придавали высокое значение полученным знаниям для формирования их педагогической культуры.
Вывод: Заключением работы педагогов с семьёй является обобщение опыта, подведение итогов работы. Самое главное, родители видят своих детей успешными и радуются этому вместе с нами.
Инклюзия
Еще одним немаловажным аспектом для создания специальных условий для детей с ОВЗ можно назвать интеграцию.
Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ОВЗ - требование сегодняшнего дня. Организация интегрированного образования, инклюзии наиболее перспективна в период дошкольного детства.
Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с ОВЗ теми знаниями, умениями и навыками и в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающимися детьми в соответствии с ФГОС ДО.
Наше дошкольное учреждение располагает такими условиями, что делает возможным эффективно осуществлять интеграцию детей с ОВЗ с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него «долю» интеграции.
Наш педагогический коллектив использует следующую модель интеграции:
Материально-техническая база ДОУ
Внедряя инклюзивное образование нельзя ни отметить, что инклюзивный воспитанник нуждается в интегрированных пособиях, специальных методических материалах, в интерактивных развивающих играх и игрушках.
Особое место при создании условий в ДОУ для детей с ОВЗ и детей- инвалидов отводится обогащению и специализации среды развития. С этой целью расширяется материально-техническая база ДОУ.
На основании проведенного анализа содержания предметно- развивающей среды, соответственно ФГОС ДО был сделан вывод:
В каждой группе игровая зона разбита на тематические центры, которые обладают мобильностью - это Центр занимательной математики, Центр экспериментирования (мини лаборатория), Центр безопасности и др.
Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включают материалы трех типов: объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал и нормативно- знаковый материал.
Для проведения различного рода коррекционно-развивающих и индивидуальных занятий, развлечений и праздников в ДОУ оборудованы:
-
музыкальный зал, который оснащён музыкальными инструментами др. оборудованием: фортепиано, колокольчики, бубны, барабаны, ложки, металлофон, маракас, ксилофон.
-
спортивный зал и тренажерный зал, оборудованные в соответствии с требованиями: шведская стенка, гимнастические скамейки, мобильные мишени, маты, мячи, беговые дорожки.
-
кабинет педагогапсихолога укомплектованы необходимым оборудованием, дидактическим и методическим материалом.
Вывод: тем не менее, проведенное самообследование показало, что наполняемость предметной среды не в полном объеме отвечает принципу целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждой из образовательных областей, представленных во ФГОС ДО, необходимо подготовить дополнительное оборудование, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие психовозрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, специфике их образовательных потребностей, что запланировано на этот учебный год.
Педагоги
С целью создания оптимальных условий для успешной реализации образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО необходимо иметь профессиональные кадры.
В связи с этим в ДОУ созданы необходимые условия для профессионального роста сотрудников: составлен план повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, план аттестации педагогических кадров:
Вывод: Педагогический коллектив ДОУ стабильный, работоспособный и творческий.
Вывод, результат.
Существует еще масса проблем в модернизации образования детей с ОВЗ, но у нас уже есть свои маленькие победы: (т.е. это условия, созданные на данный момент в нашем ДОУ):
-
наличие у детей с ОВЗ желания посещать детский сад;
-
принятие детским коллективом и родителями нормально развивающих сверстников детей с особенностями развития;
-
привыкание детей с ОВЗ к обществу сверстников с нормальным развитием, умение взаимодействовать с ними, а мы, в свою очередь, стараемся организовать это взаимодействие, как взаимодействие равных партнеров.