МБДОУ «Детский сад №60»

Забайкальский край, г. Чита, микрорайон Хороший, 7

Эл. почта ds_chita_60@chita.e-zab.ru

                                              Муниципальное бюджетное                                 дошкольное образовательное учреждение

 "Детский сад № 60"

                                                                                               Забайкальский край, г. Чита
                                                                                      мкр. Хороший, д. 7


                                                                эл. почта: ds_chita_60@chita.e-zab.ru

 

Сопровождение детей с ОВЗ

Цель психолого-педагогического сопровождения:

  • создание комплексной системы психолого-педагогических условий,
  • способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

    • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

    • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

    • возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Информация для родителей

    • О предельно-допустимой норме учебной нагрузки;

    • Об основных образовательных программах;

    • О дополнительных коррекционно-развивающих программах;

    • О содержании психолого-педагогической коррекции;

    • О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут.

 

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

 

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

- беседа с родителями;

- изучение медицинской карты ребенка;

- обследование физического развития;

- обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

 

Далее под руководством педагога-психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.

 

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога- психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медперсонала) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

 

 

Специалисты

Функции

Педагог- психолог

  • организует взаимодействие педагогов;

  • разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;

  • проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;

  • организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;

  • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;

  • проводит консультативную работу с родителями.

Музыкальный руководитель

  • Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

  • Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;

  • Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре

  • Осуществляет укрепление здоровья детей;

  • Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Медицинский персонал

  • проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;

  • осуществляет контроль за состоянием здоровья детей

посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

 

Воспитатель

  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально.

Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;

  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога,

учителя-логопеда);

  • применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;

  • консультирует родителей о формировании культурно- гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

 

 

Анализ создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС ДО

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» №273- ФЗ, ФГОС дошкольного образования, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования и ряда других нормативных актов можно отметить, что государственная политика в сфере образования ориентирована на обеспечение права каждому человеку на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.

В целях реализации данного права в ДОУ созданы ряд условий, в том числе:

  • для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для детей с ОВЗ методов и способов общения;

  • для социального развития детей с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования.

МБДОУ детский сад №60 включает в себя дошкольные группы как для детей с нормой в развитии, так и для детей с ОВЗ. На данный момент функционирует 4 групп.  Детский сад посещают 2 ребенка-инвалида,

Одно из направлений работы детского сада – это комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на обеспечение условий для удовлетворения потребности личности ребёнка, его социализацию в среду здоровых сверстников, интересы и запросы родителей. Задачи детского сада в этой работе: развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных возможностей); проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми; оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.

 

В ДОУ разработана психолого-медико-педагогическая модель сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ, в основе которой лежит непрерывная коррекционно-развивающая работа.

На данный момент в учреждении разработано:

  • одна адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ: для детей с ЗПР;

  • на каждого ребенка с ОВЗ разработан индивидуальный коррекционноразвивающий маршрут в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями;

  • все результаты освоения детьми образовательных программ заносятся в индивидуальную карту развития ребёнка, с целью определения динамики.

Психолого-медико-педагогическая модель сопровождения как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы: соблюдение интересов ребенка; системность сопровождения.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно- педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что потребовало внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня.

Одним из немаловажных условий является необходимость организовать охранительный режим, который щадит и в тоже время укрепляет нервную систему ребенка. В режиме дня предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, сна, приема пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Также в работе используются методы и приёмы, направленные на формирование активной позиции у самого ребёнка. Взаимодействие с ним, а не воздействие на него становится основным принципом его развития. Мы обеспечиваем детям постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру.

Качественное предоставление образовательной услуги и создание оптимальных условий для детей с ОВЗ невозможно представить без участия родителей. Поэтому мы считаем, что одним из основных принципов создания условий для детей с ОВЗ является принцип «Родитель — член команды». Роль родителя незаменима: он лучше других знает своего ребёнка, знаком с его поведением в различных ситуациях, имеет с ним эмоциональную связь, которая облегчает понимание. Именно родитель является лучшим «экспертом» по своему ребёнку. Сопровождая ребёнка в его созревании и сотрудничая со специалистами, родитель часто становится главным координатором в оказании помощи ребёнку. Основой сотрудничества родителей и специалистов становится сосредоточение внимания на общих целях и выполнение задач при взаимной поддержке. Взаимодействие с семьёй в целом, а не только с ребёнком, является важным условием успешной работы команды педагогов и родителей. Во время работы с семьёй важно учитывать индивидуальные особенности каждого участника взаимодействия: ребёнка, родителя, близкого взрослого.

Первичные приёмы, консультации, развивающие занятия осуществляются в комфортной для семьи обстановке, чтобы снизить уровень тревожности и внутреннего напряжения родителей. Активное участие семьи в реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования способствует тому, что родители конструктивно решают вопросы обучения и воспитания ребёнка.

Во время работы с семьёй активную позицию родителей педагоги формируют используя различные приёмы. Это и «инициатива», когда запрос к специалисту должен исходить от родителей, и открытые формы вопросов (использование готового решения обычно вызывает пассивность, а выбор из нескольких вариантов на основе своих знаний и опыта стимулирует активность родителей), структурированность и др.

Широко внедряется использование информационно коммуникационных технологий на семинарах, родительских встречах.

  1. Используется интерактивная форма общения через сайт ДОУ.

  2. Опросы и анкетирование, с целью изучения общественного мнения о работе ДОУ и отдельных педагогов.

Такая форма работы особенно важна для семей, имеющих детей- инвалидов и детей с ОВЗ, т.к. дает им возможность получить наиболее полную информацию по интересующим их проблемам и научиться навыкам совместных действий.

 

Тематика индивидуальных консультаций для обратившихся семей была разнообразна:

  • «Индивидуальные особенности развития ребёнка с ОВЗ» 4 обращения.

  • «Особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития» 2 обращения и др. (представлено на слайдах).

После проведенных консультаций родители давали положительную оценку работе Консультационного центра, отмечали его важность в выработке единых требований при воспитании ребенка со стороны всех членов семьи, придавали высокое значение полученным знаниям для формирования их педагогической культуры.

 

Вывод: Заключением работы педагогов с семьёй является обобщение опыта, подведение итогов работы. Самое главное, родители видят своих детей успешными и радуются этому вместе с нами.

Инклюзия

Еще одним немаловажным аспектом для создания специальных условий для детей с ОВЗ можно назвать интеграцию.

Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ОВЗ - требование сегодняшнего дня. Организация интегрированного образования, инклюзии наиболее перспективна в период дошкольного детства.

Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с ОВЗ теми знаниями, умениями и навыками и в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающимися детьми в соответствии с ФГОС ДО.

Наше дошкольное учреждение располагает такими условиями, что делает возможным эффективно осуществлять интеграцию детей с ОВЗ с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него «долю» интеграции.

Наш педагогический коллектив использует следующую модель интеграции:

  • частичной интеграции (частичная интеграция ребенка в функционирующей группе сверстников);

Материально-техническая база ДОУ

Внедряя инклюзивное образование нельзя ни отметить, что инклюзивный воспитанник нуждается в интегрированных пособиях, специальных методических материалах, в интерактивных развивающих играх и игрушках.

Особое место при создании условий в ДОУ для детей с ОВЗ и детей- инвалидов отводится обогащению и специализации среды развития. С этой целью расширяется материально-техническая база ДОУ.

На основании проведенного анализа содержания предметно- развивающей среды, соответственно ФГОС ДО был сделан вывод:

В каждой группе игровая зона разбита на тематические центры, которые обладают мобильностью - это Центр занимательной математики, Центр экспериментирования (мини лаборатория), Центр безопасности и др.

Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включают материалы трех типов: объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал и нормативно- знаковый материал.

Для    проведения    различного    рода    коррекционно-развивающих                     и индивидуальных занятий, развлечений и праздников в ДОУ оборудованы:

  • музыкальный зал, который оснащён музыкальными инструментами др. оборудованием: фортепиано,  колокольчики, бубны, барабаны, ложки, металлофон, маракас, ксилофон.

  • спортивный зал и тренажерный зал, оборудованные в соответствии с требованиями: шведская стенка, гимнастические скамейки, мобильные мишени, маты, мячи, беговые дорожки.

  • кабинет педагогапсихолога укомплектованы необходимым оборудованием, дидактическим и методическим материалом.

Вывод: тем не менее, проведенное самообследование показало, что наполняемость предметной среды не в полном объеме отвечает принципу целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждой из образовательных областей, представленных во ФГОС ДО, необходимо подготовить дополнительное оборудование, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие психовозрастным и индивидуальным        особенностям        воспитанников,   специфике их образовательных потребностей, что запланировано на этот учебный год.

Педагоги

С целью создания оптимальных условий для успешной реализации образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО необходимо иметь профессиональные кадры.

В связи с этим в ДОУ созданы необходимые условия для профессионального роста сотрудников: составлен план повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, план аттестации педагогических кадров:

Вывод: Педагогический коллектив ДОУ стабильный, работоспособный и творческий.

 

 

Вывод, результат.

Существует еще масса проблем в модернизации образования детей с ОВЗ, но у нас уже есть свои маленькие победы: (т.е. это условия, созданные на данный момент в нашем ДОУ):

  • наличие у детей с ОВЗ желания посещать детский сад;

  • принятие детским коллективом и родителями нормально развивающих сверстников детей с особенностями развития;

  • привыкание детей с ОВЗ к обществу сверстников с нормальным развитием, умение взаимодействовать с ними, а мы, в свою очередь, стараемся организовать это взаимодействие, как взаимодействие равных партнеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа повышения психолого-педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ

Наверх